Главная


ИСТОРИЯ ИНГУШЕТИИ

 

Часть <<1>> <<2>> <<3>> <<4>> <<5>>

 

ГЛАВА 3

АЛАНЫ
(I - конец XIV вв.)

§ 1. Аланы в I—IX вв.

С начала нашей эры на древнеингушские кобанские племена начинает распространяться этноним аланы. Под этим названием они известны древним авторам.

Традиционно в науке алан принято считать ираноязычным народом. На самом деле исторические аланы никакого отношения к иранцам не имеют. Аланские личные имена, этнонимы, названия местностей и городов, религия, сохранившиеся слова, данные исторических хроник свидетельствуют о нахоязычности алан.

 

Происхождение этнонима «алан»

Сторонники иранского происхождения этнонима «алан», считают что он произошел от древне-иранского слова «ариана» («арийский»), в настоящее время звучит как «ирон» - самоназвание осетин, говорящих на иронском диалекте осетинского языка. С исторической и лингвистической сторон эту версию трудно обосновать. Ни один древний автор не называл так алан.

Во многих языках мира наблюдается взаимопереход понятий «скот», «богатство», «князь», «бог». Также и в ингушском языке слова, обозначающие эти понятия, возникли из слова «скот» - «хьаьлий», от которого произошли слова «богатство» - «хьал», «бог» - «хIал», «князь» - «аьла». Имена наиболее древнего верховного бога хурритов ХIалалу-Алалу и урартского верховного бога ХIалди-Алди образованы от слова «хIал» - «бог». Как отмечают исследователи, протетический звук «xI» («h») может выпадать. Так, имена богов ХIалалу и Х1алди зафиксированы в источниках и в форме Алалу и Алди. От слова «хIал» образованы и социальные термины «аьла» (инг.) - «князь», «эла» (чеч.) -«князь», «алау» (урарт.) - «господин», «алани» (хурр.) - «госпожа, владычица», «алдар» (осет. заимствованное из древнеингушского, буквально означает «скот; богатство имеющий» - «хIал дар») - «князь» и т.д.

Слово «хIал» — «бог» в форме «ал» находится в составе имен большинства ингушских языческих богов средневековья: Даьла, Села, Гела, Балла, Алла, Рало, ХIало, Пал, Гушмали, Нукали, Кукали, Тушоли, Сусоли и т.д.

Многие ингушские этнонимы образованы от имен богов — теонимов: халдеи, халлы, гIалгIай (древнее звучание - халхай - «люди бога (солнца)», галай и т.д. Этноним «махал»/«махалон», которым обозначались древнеингушские племена в Колхиде и на Северном Кавказе в кобанское время, также образовано от теонима - от имени древнеингушского бога солнца Махал («ма» — «солнце», «хIал» — «бог»). От теонима «Махал» при помощи нахского суффикса принадлежности «-н-» образовался этноним «махалон», который буквально переводится как «принадлежащий богу солнца».

Когда бог солнца Махал (МахIал) стал называться Хал/ХIал («бог»), то этноним «махал» («махалон»), образованный от теонима «Махал», также изменился в «хал»/«хIал» («хIалон»), а при потери протетического звука «xI»/«h» - «алан» («алон»).

Плиний Секунд, живший в I в. н. э., отмечает рядом с местами (предки адыгов) племя халов (у Плиния «haI»). Академик Н. Я. Марр считает, что этноним «алан» является одной из форм множественного числа коренного кавказского этнического термина, в основе звучащего аI или с сохранением спиранта haI.

Ингушское происхождение этнонима «алан» подтверждает и объяснение термина «аллон-биллон», встречающийся в осетинском фольклоре, но с помощью осетинского языка не поддающегося истолкованию. В ингушском фольклоре известны такие выражения, имеющие отношение к термину «аллон-биллон», как «Алла, Балла - даьлий» («Алла, Балла - боги»), «алда-балДа» (в детских песенках и считалках). До настоящего времени в ингушской речи сохранилось выражение «алла-билла, аьлча а...» («даже если скажу алла-билла...»), употребляемое в просьбах. В настоящее время смысл этого выражения утерян, но в далеком прошлом это было заклятие именами древних ингушских богов Алла и Балла, считавшихся очень могущественными.

 

Зеленчукская аланская надпись

 

Единственной сохранившейся достоверной аланской надписью является так называемая Зеленчукская надпись, выполненная на большой каменной плите, найдена Д. М. Стручковым в 1888 г. в верховьях реки Большой Зеленчук на территории Карачаево-Черкессии.

Надпись выполнена греческими буквами на аланском языке. Опубликована впервые в 1893 г. В. Ф. Миллером, признавшим ее осетинской. Подобный вывод был сделан им на основании того, что в тексте несколько раз приводится осетинское слово «фурт». Некоторые детали предлагаемого им осетинского прочтения надписи вызывали и у самого Миллера сомнения. С тех пор идея об осетиноязычности Зеленчукской надписи утвердилась в науке, хотя до сих пор не предложено ни одной до конца научно обоснованной версии чтения надписи на осетинском языке.

Что касается слова «фурт», то в других иранских языках в значении «сын» оно не обнаружено. По признанию В. Т. Абаева, «в лексике армянского и осетинского языков множество кавказских элементов, в том числе и таких, которые в самих кавказских языках не сохранились. Эта кавказская лексика распознается не только в периферийных частях словаря, но и в основном словарном фонде». Слово «фурт» сохранилось в ингушском фольклоре. Существует имя Фуртайг, происходящее от этого слова. Как доказал чеченский исследователь Я. С. Вагапов, слово «фурт» нахского происхождения и в осетинском языке оно является заимствованным. «Фурт» образовалось от ингушского слова «фу» - «семя», «потомство», «поколение» при помощи словообразовательного суффикса «-р-» и классного показателя «т» («д»). Таким образом, в нахских языках образовано множество слов («борд», «барт», «ворд», «карт», «корт» и т.д.).

Зеленчукская надпись составлена в 963 г. Плиту поставили в память о погибших в походе воинах из рода Сахири. И в наше время ингуши ставят надмогильные плиты в память тех, кто погиб на чужбине. Надпись в переводе читается так: «Иисус Христос. 6471 год (что соответствует 963 году нашей эры. Прим. авт.). Николай. Сахири рода сыновья: Хоб, Ситаев сын, Багатар, Бакатая сын, Анбалан, Анбалана сын. Погибли молодцы на равнине. Ладо (имя исполнителя надписи. Прим. авт.)».

 

Аланы в первых веках нашей эры

Впервые этноним «аланы» античные авторы упоминают в I в. н. э. в связи с рекой Дунай и Кавказом. В связи с Дунаем термин «аланы» упоминается в контекстах, косвенно указывающих, что аланы в Северном Причерноморье изначально не жили, а появились здесь в результате набегов - миграции. Но ни один автор прямо не говорит о появлении термина «аланы» в результате каких-либо миграционных процессов. Более того, в античных источниках есть свидетельства о кавказском происхождении алан. Древние авторы сообщают об аланах, что они неукротимы, храбры, «вечно воинствующие». Г. Соллий Аполлинарий Сидоний говорит об аланах как о «рожденных на Кавказе».

Античные и закавказские авторы на территории от Дагестана до адыго-абхазов на Северо-Западном Кавказе не называют других народов, кроме алан. Упоминаются некоторые аланские племена - дигор, арги (жители предгорной части, этноним происходит от ингушского слова «аргI» — «хребет»), дахсас. Племя дахсас средневековые авторы считают наиболее крупным аланским племенем. Возможно, от этнонима «дахсас» происходит топоним «Даьхасте», который в ингушском языке покрывает почти весь Северный Кавказ - территорию, на которой проживали аланы.

Другое название алан - асы - происходит от староингушского слова «аса» - «равнина». В грузинских источниках вместо этнонима «алан» применяется часто этноним «дзурдзуки», а вместо этнонима «асы» применяется этноним «ос, овс».

Также часть алан фиксируется античными авторами в Приазовье на Нижнем Дону. Приазовских алан Аммиан Марцеллин называл аланами-танаитами. Название «аланы», по мнению Аммиана Марцеллина, они получили от гор. Это говорит о том, что Приазовские аланы переселились на новое место с гор.

С аланами связывают исследователи появление на Северном Кавказе катакомбного погребального обряда. Катакомбное погребение - это погребение в виде небольшой пещерки. Относительно этнической принадлежности строителей катакомб первых веков нашей эры на Северном Кавказе высказывались различные мнения. Сторонники иранского происхождения алан считают катакомбные погребения одним из доказательств их ираноязычности. Некоторые ученые высказывают мнение о решающей роли в формировании катакомбного погребального обряда местной кавказской среды.

Катакомбное погребение известно на Северном Кавказе задолго до появления алан на исторической арене — со II тыс. до н. э. Кроме Северного Кавказа подобный способ захоронения был принят во многих районах древнего мира. В каждом регионе катакомбы имеют свои истоки. Катакомбный способ захоронения на Северном Кавказе происходит от обряда погребения (в горах - каменные ящики, подземные и полуподземные склепы, ямы, перекрытые каменными плитами; в предгорно-плоскостной зоне - ямы, перекрытые деревом, гробницы, сложенные из бревен), который прослеживается здесь с III тыс. до н. э. и до позднего средневековья. В позднем средневековье в горах получают распространение надземные каменные склепы (инг.- «маьлхара каш»). Более ранние катакомбы являются теми же склепами, но построенными из другого материала и под землей. В горах склепы делали из камня и на поверхности земли, потому что рыть катакомбы здесь было невозможно. В предгорно-равнинной зоне строились земляные склепы - катакомбы. Принципиальное сходство по конструкции, оформлению и по другим деталям погребального обряда и инвентаря позволяет многим исследователям считать их одним типом погребальных сооружений.

В первых веках нашей эры (в 72-74 и 135-136 гг.) аланы совершали военные походы в Закавказье, разоряя Армению, Иберию, Атропатену, Парфию. Они доходили до Каппадокии и Малой Азии, выступая попеременно на стороне тех или иных политических сил. Сведения об этих походах сохранились в трудах античных, древнегрузинских и древнеармянских авторов. Иногда из Закавказья и Малой Азии предпринимались ответные походы против алан.

Уже во II в. в источниках упоминается Алания как территория алан. Кавказские горы Клавдий Птолемей называет Аланскими горами. Алания в это время включала в себя территорию от равнины Прикубанья (инг. «Побан аре») вплоть до Северо-Восточного Кавказа, где территорию по нижнему течению реки Терек Птолемей называет «Алонта» (инг. «территория аланов»; суффикс «-та-» в ингушском языке топонимический суффикс, с помощью которого образуются названия местностей).

В общественном строе сложившегося аланского союза в это время сохраняются черты военной демократии. Свободные члены общины избирали военных вождей по признакам военных талантов и заслуг.

 

Нашествие гуннов

В 70-х гг. IV в. Северный Кавказ подвергается нашествию орд кочевников - гуннов, вышедших из Центральной Азии. По свидетельству греческого историка Аммиана Марцеллина, гунны отличались физической силой, грубым, «чудовищным и страшным» видом, «питаются они кореньями и полусырым мясом», у них никто не занимается хлебопашеством, «все они, не имея определенного места жизни, кочуют по разным местам... с кибитками, в которых они проводят жизнь... гоня перед собой упряжных животных и стада, они пасут их».

При движении из Центральной Азии на запад гунны увлекли с собой различные племена, проживавшие на территории Южной Сибири и Казахстана, говорившие на разных языках. Этническая принадлежность самих гуннов неизвестна. Некоторые исследователи предполагают, что они говорили на тюркском языке.

В 372 г. гунны напали на алан, проживавших в Приазовье на Нижнем Дону. Аланы были разбиты и по условию мирного договора присоединены к гуннам. Другая часть гуннов обрушилась на Северный Кавказ. Здесь они двигались с востока на запад, производя страшные разрушения. Через Крым гунны вошли в междуречье Дона и Днепра и на территории Северного Причерноморья соединились с основной массой гуннов. Затем они напали на обитавшие западнее германские племена остготов и вестготов, которые вынуждены были отступить на запад. Преследуя их, в 376 г. гунны вместе с аланами появились на восточной границе Римской империи.

Еще одна часть гуннов осела на территории Северного Дагестана и положила начало гуннскому царству.

Гуннское нашествие имело тяжелые последствия для аланских племен и для всего Северного Кавказа. В результате вновь было приостановлено складывание государственности, разрушено большое число поселений, истреблено множество людей, подорвано хозяйство.

И в последующие десятилетия гунны не раз совершали завоевательные походы через Северный Кавказ, принося с собой разрушение и смерть. В конце IV-V в. через горные проходы Северного Кавказа гунны несколько раз вторгались в страны Закавказья и Передней Азии.

В результате нашествия изменилась политическая и этническая карта Северного Кавказа. В степных районах не осталось аланского населения. Часть алан, живших здесь ранее, была уничтожена, часть - увлечена в походы в Западную Европу, а оставшиеся продвинулись на юг, ближе к горам. Плотность населения в предгорной части и в горах резко увеличилась. Было уничтожено Боспорское царство и греческие города на Черноморском побережье. На Кавказе появились кочевники различной этнической принадлежности: болгары, утригуры и кутригуры, позднее авары, савиры, тюрки и т.д.

 

Походы алан в Западную Европу и Африку

Часть алан, ушедших в Европу, осела в Паннонии (территория современной Венгрии). Появились аланы на реке Тиса. Согласно историку начала V в. Орозию, на левом берегу Нижнего Дуная в это время существовала область Алания, а река Прут называлась Аланской рекой.

Вступая в союзы с различными племенами, аланы вторгались в пределы Римской империи. 9 августа 378 г. в сражении под Адрианополем германские племена вестготов и остготов в союзе с аланами разгромили римскую армию. По данным источников, в этом сражении погибло около 40 тысяч римских солдат и сам император. Но через некоторое время аланы и готы потерпели поражение от римской армии под Константинополем.

В это время Римская империя была разделена на Западную и Восточную. Западный римский император Грациан (375-383 гг.) привлекал часть алан на службу в римской армии. Аланы служили и в Восточной Римской империи. Римские императоры разрешали варварам, в том числе и аланам, селиться на своей территории в качестве федератов, т. е. союзников.

В Паннонии аланы вступили в контакт с германскими племенами вандалов и свевов. В 495 г., потерпев поражение от войск Западной Римской империи и под напором надвигающихся с востока гуннов, аланы, вандалы и свевы начали движение на запад. По пути к ним присоединились и некоторые другие германские племена.

31 декабря 406 г. союзники, перейдя по льду Рейн, вторглись в Галлию, где аланы разделились на две части. Часть во главе с вождем Гоаром перешла на службу к Римской империи. Другие во главе с вождем Респендиалом остались с германцами.

Имя аланского вождя Гоара сохранилось в ингушском языке в выражении «Гоара кIантий, яI!» («Эх, молодцы Гоара!»). В имени другого вождя - Респендиала выделяется нахское слово «ал»/»аьла» - «князь». Имя Респендиал состоит из двух частей: имени Респенди и слова «ал» - «князь».

В составе римской армии аланы участвовали во многих сражениях и битвах. 15 июня 451 г. на Каталаунских полях западнее г. Труа в Галлии (современная Франция) состоялось решающее сражение гуннской армии во главе с Аттилой с объединенными силами римлян, алан и вестготов. Аланы во главе с вождем Сангибаном были поставлены в центре союзного войска, где они столкнулись с отборной гвардией Аттилы. Битва была ожесточенной. По свидетельству готского историка Иордана, с обеих сторон погибло 165 тысяч воинов. Гунны потерпели поражение, и тем самым было остановлено их продвижение на запад. Через 2 года правитель гуннов Аттила умер, и вскоре непрочная гуннская империя распалась. Каталаунская битва решила судьбу Западной Европы.

В 406 г. аланы Респендиала, отделившиеся от алан Гоара, вместе с вандалами и свевами двинулись через Пиренейские горы в Испанию. Аланам достались Лузитания и Картахена. Император Западной римской империи послал против алан, вандалов и свевов, захвативших римскую провинцию Испания, вестготов. В 416 г. вестготы вторглись в Испанию, и под их давлением в 429 г. союзники переправились через Гибралтарский пролив в Северную Африку. Далее в источниках не упоминаются свевы, а вандальские короли носят титул «король вандалов и аланов».

Захватив северо-западную часть Африки (часть современных государств Туниса и Алжира), алано-вандалы в 435 г. основали свое государство и заключили мирный договор с Римом. Королевство вандалов и аланов просуществовало до 533 г., когда оно было завоевано византийцами.

 

Аланы и ирано-византийские войны

Миграция различных кочевых племен, вызванная движением гуннов из Центральной Азии на запад, и ожесточенные войны между крупнейшими государствами того времени Византией и Ираном, вплотную примыкавшими к северокавказскому региону, явились событиями, которые во многом определили развитие северокавказских племен в V—VI вв.

Начинается период длительного взаимодействия алан и тюрок. В аланскую среду начинают проникать тюрки. Процесс тюркизации части западных аланов продолжался до XIII-XIV вв. и закончился сложением карачаево-балкарского народа.

Аланские отряды принимали участие в ирано-византийских войнах то на одной, то на другой стороне, в зависимости от своих политических интересов, а чаще от того, кто больше заплатит. Так, в 549 г. аланы обязались за 300 фунтов золота изгнать персов из Лазики (Западная Грузия). Но уже через год, в 550 г., аланы в составе персидского войска вторглись в Лазику, но были разбиты византийцами.

Византия и Иран вели борьбу за господство в Передней Азии. Большое значение в этой борьбе имел контроль над Закавказьем. Большинство ирано-византийских войн и велись за закавказские государства. Часто в эту войну и та и другая сторона втягивали северокавказские племена и кочевников. Большое значение для этих государств имел и контроль над торговыми путями из Индии и Китая. Великий шелковый путь проходил из далекого Китая до средиземноморского и черноморского побережий. Значительная часть этого пути проходила по территории Ирана, который в этот период включал территории таких современных государств как Иран, Ирак, Азербайджан, Армения, Грузия, Афганистан. Чтобы контролировать весь путь, Иран стремился овладеть выходом к Черному морю. Византия пыталась удержать черноморское побережье в своих руках. Ирано-византийские войны продолжались более ста лет - с начала VI в. до 629 г. В результате длительных и кровопролитных войн ни одна из сторон не добилась решающего успеха, последствием их было ослабление обоих государств. В результате они были неспособны противостоять арабам, начавшим в VII в. завоевательные походы.

 

Аланы и тюрки в V-VI вв.

В послегуннский период в степях Предкавказья господствовали кочевники - тюрки. В V в. здесь сложился болгарский союз тюркских племен. Болгарские племена расселились в Приазовье вплоть до реки Кубань. Отдельные группы болгар проживали и в степях Северо-Восточного Кавказа. Наибольшего могущества Великая Болгария достигла в середине VII в. при хане Кубрате. После его смерти междоусобицы между сыновьями Кубрата и давление со стороны усилившихся к этому времени хазар привели к расселению болгар (часть болгар во главе с ханом Аспарухом ушла на Дунай и положила начало Дунайской Болгарии, вторая часть ушла на Волгу и положила начало Волжской Болгарии, третья часть во главе с ханом Батбаем осталась в Приазовье-Прикубанье и попала под власть хазар).

На территории Дагестана сложился довольно сильный союз гуннских племен савиров. Византийский историк Агафий дает савирам такую оценку:

«Этот народ, и величайший, и многочисленнейший, весьма жаден и до войны, и до грабежа, любит проживать вне дома на чужой земле, всегда ищет чужого, ради одной только выгоды и надежды на добычу присоединяясь в качестве участника войны и опасностей то к одному, то к другому и превращаясь из друга во врага. Ибо часто они вступают в битву в союзе то с римлянами (имеются в виду византийцы. Прим. авт.), то с персами, когда те воюют между собой, и продают свое наемное содействие то тем, то другим».

В VI в. в степях Предкавказья появляются авары, которые с помощью аланского «царя» Саросия, подчинив болгар, создали Аварский каганат. Затем авары ушли на запад, а на смену им пришли тюрки, создавшие в том же VI в. крупное объединение тюркских племен - Тюркский каганат, в который были включены территории от границ Китая на востоке до Северного Причерноморья на западе. В конце VI в. Тюркский каганат распался на две враждующие части: Восточный тюркский каганат, располагавшийся в Средней Азии, и Западный тюркский каганат, включавший Восточно-Европейские степи, в том числе и Предкавказье.

 

Аланы и Хазарский каганат

Хазары, впервые появившиеся в Предкавказье в период гуннского нашествия, в середине VI в. были включены в состав Тюркского каганата. После его распада (к середине VII в.) на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа сложилось сильное государственное объединение - Хазарский каганат. Столица Хазарии - город Семендер — некоторое время находилась на территории современного Дагестана. Под давлением хазар часть болгар ушла из Предкавказья, оставшиеся же попали в зависимость от Хазарского каганата.

Степи Предкавказья были включены в состав хазарского каганата. Граница каганата и Алании на северо-востоке проходила по Тереку. По левому берегу Терека лежала Хазарская степь, по правому берегу протянулся ряд мощных аланских городищ - крепостей, расположенных на расстоянии 5-6 км друг от друга, укрепленных могучими рвами. Широкий и глубокий Терек, в те времена более полноводный, чем сейчас, отвесный и высокий (до 20 метров) его правый берег и густая сеть крепостей делали этот рубеж труднопреодолимым для кочевников.

Вскоре после возникновение Хазарского каганата аланы попали в политическую зависимость от хазар, хотя и сохранили свою территориальную целостность. Хазарский каган Иосиф в письме, отправленном в середине X в. испанскому сановнику Хасдаю Ибн-Шафруту, сообщает, что все аланы до границ Абхазии платят ему дань. Усиление Хазарского каганата особенно сказалось на восточных аланах, попавших в сильную зависимость от хазар. Причины этого кроются в том, что восточные аланы владели Дарьяльским проходом, имевшим большое стратегическое значение. Контроль над этим и другими проходами в Закавказье играл для хазар жизненно важную роль, особенно в период арабо-хазарских войн.

В середине VII в. начинаются длительные арабо-хазарские войны, в которых активно участвовали и аланы.

Первый совместный поход против арабов, окончившийся поражением союзников, аланы и хазары совершают в 661 г. В следующем 662 г. арабы двинулись против византийцев и алан и, по словам Ибн ал-Асира, «обратили их в страшное бегство».

В 721-722 гг. имели место столкновения между аланами и хазарами. Аланы, воспользовавшись тяжелой войной, которую вели хазары с арабами, предприняли попытку освободиться от хазарской зависимости. Но хазары разбили алан, а в следующем 723 г. разбили арабскую армию, вторгшуюся на Северный Кавказ через Дарьяльский проход (территорию алан). Арабы решили воспользоваться трениями между аланами и хазарами.

В 723 и 724 гг. через Дербентский и Дарьяльский проходы на Северный Кавказ пришел новый завоеватель - арабский наместник Армении Джаррах ибн-Абдуллах, имя которого запечатлено в ингушских легендах. Во время похода 724 г. Джаррах нанес основной удар по аланам. Пройдя через Дарьяльский проход, арабы вышли на аланскую равнину, разоряя все на своем пути, и вернулись в Закавказье через Дербентский проход. В 725 г. Джаррах вновь совершил поход против алан и обложил их подушной податью.

В 728-729 гг. другой арабский полководец - Маслама - через Дарьяльский проход вторгся в Аланию. Но проливные дожди, не прекращавшиеся более месяца, помешали активным действиям арабов, и Маслама отступил.

В 730 г. огромное войско хазар, в составе которого были и аланы, через Дарьяльский проход вторглось в Азербайджан, находившийся под властью арабов. В сражении арабам было нанесено сокрушительное поражение. Джаррах был убит в бою.

В ответ на это вторжение в 735 и 737 гг. арабы предприняли два крупных похода против алан и хазар через Дарьяльское ущелье. Командовал арабскими войсками Мерван. Первый поход явился подготовительным к более масштабному походу арабов в 737 г. Мерван огнем и мечом прошел через территорию алан и вторгся в Хазарию, где им была захвачена хазарская столица город Семендер. Хазары были разбиты. Только к 60-м годам VIII в. хазары смогли восстановить свои силы. Окончательному разгрому Хазарии помешали начавшиеся в середине VIII в. в Арабском халифате смуты. К власти в халифате пришла новая династия Аббасидов. В 764 г. хазаро-аланское войско вторглось в Закавказье и разграбило Азербайджан, Грузию и Армению.

Последним актом войны древнеингушских племен с арабами можно считать разгром санарами 120-тысячной армии арабского полководца Буги ал-Кабира зимой 853 г. на южных склонах Главного Кавказского хребта у горловины Дарьяльского ущелья. Арабский хронист Якуби очень сухо сообщает об этом событии: «Буга двинулся против санарийцев, сражался с ними, но они разбили его и обратили в бегство».

Арабо-хазарские войны привели к ослаблению Хазарского каганата. Столица Хазарии была перенесена на Волгу. В начале IX в. хазары приняли иудейскую веру в качестве официальной государственной религии. К концу IX в. в результате ослабления Хазарии аланы смогли вернуть политическую независимость. Окончательно Хазарский каганат был уничтожен в X в. в результате похода дружины русского князя Святослава в 965 г.

 

§ 2. Аланское государство
(конец IX - начало XIII вв.)

Алания в X веке

В конце IX - начале X вв. развернулась борьба между Византией и Хазарией за влияние на Аланию. Византийцы начинают миссионерскую деятельность среди алан, стараясь обратить их в христианство и тем самым укрепить свой союз. Византийцам удалось распространить христианство среди части западных алан, но все же во время византийско-хазарской войны в 913-914 гг. аланы поддержали хазар и сыграли решающую роль при разгроме византийской армии.

Но уже около 932 г. аланы, подстрекаемые византийцами, пошли войной на хазар. Потерпев поражение - даже аланский предводитель, которого источники называют «царем», попал в плен - аланы под давлением хазар отреклись от христианства и изгнали византийских священников.

После падения Хазарского каганата аланы на некоторое время овладели степью за рекой Терек. Но уже в середине XI в. в степях появляются половцы (кипчаки), и вновь аланы были оттеснены за Терек, который стал рубежом между половцами и аланами.

Арабский автор X в. Масуди называет места расселения алан между Сариром (государство, занимавшее часть территорий современного Дагестана и Чечни до реки Аргун) и адыгами. Кроме Сарира, алан и адыгов, Масуди упоминает несколько народов, проживающих на Кавказе: грузины, абхазы, санары и хазары. Таким образом, кроме алан, на Северном Кавказе не названы другие нахские племена. Эти данные подтверждают и другие источники.

В начале X в., в связи с освобождением Алании от двухсотлетней зависимости от хазар, политическое значение Аланского государства на международной арене резко возросло. Этому способствовало и сближение Алании с Византией, которая рассматривала алан как защиту от набегов кочевников. В Византии хорошо понимали и учитывали возросшую военную мощь алан.

Сами хазары так оценивали Аланию X в.: «Царство алан сильнее и крепче всех народов, которые жили вокруг нас». К концу X в. после падения Хазарского каганата Аланское государство еще более усилилось.

Масуди сообщает, что «аланы более мощны, чем кашаки (адыги)».

«Аланский царь,— пишет Масуди,- выступает в походы с 30 тысячами всадников. Он могуществен, мужествен, очень силен и ведет твердую политику среди царей».

По свидетельству Масуди, между царем алан и царем Сарира «существуют брачные связи, поскольку каждый из них женился на сестре другого». Династическими браками были связаны правители алан и с Византией.

 

Аланские города

Масуди говорит о столице алан - Магасе, но ничего не сообщает о его местонахождении. Название «Магас» с ингушского языка буквально переводится как «земля (место, территория) солнца» (от «ма» - «солнце», «го» — «круг, диск» и «са» — «земля, место, территория»). Так как это название города, то его можно перевести как «город солнца».

По поводу местонахождения Магаса в исторической науке существует несколько точек зрения. На наш взгляд, наиболее убедительна версия расположения Магаса в районе современных ингушских сел Яндаре — Гази-Юрт — Экажево - Али-Юрт — Сурхахи. На этой территории обнаружено около тридцати раннесредневековых городищ-крепостей и множество поселений между ними, составляющие единый укрепленный район. Данный укрепленный район городищ находится на естественной возвышенности, удобной для обороны; с запада и с севера протекают (в те времена бывшие более многоводными и менее проходимыми) реки Сунжа и Назранка, еще немного севернее находится Сунженский хребет, с востока данный район защищает глубокое Ассинское ущелье, с юга - лесистые хребты черных гор. Естественные рубежи обдуманно и крепко усилены сторожевыми пунктами и городищами-крепостями, находящимися в пределах зрительной связи. Городища образуют несколько оборонительных поясов вокруг центральной части, где в урочище Эрз-эли («Камышовая балка») расположено наиболее крупное городище Хатой-Борз - бывшее цитаделью Магаса. Общая площадь всего укрепленного района достигает более сотни квадратных километров.

Крупные города в древности всегда возникали и развивались на местности, где проходили важные торговые пути. Магас возник на стыке гор и равнины, между выходами из Дарьяльского и Ассинского ущелий. Это место является политическим, торгово-экономическим и географическим центром исторической Алании. Эти два ущелья, особенно Дарьяльское, были в военно-стратегическом, политическом и торговом отношениях наиболее важными на территории Аланского государства. Дарьяльское ущелье - удобный проход в Закавказье и далее в Переднюю Азию, по нему проходила основная ветвь Великого шелкового пути. Боковая ветвь выходила через Джейрахское ущелье и Школьный перевал в Таргимскую котловину и далее через Ассинское ущелье на равнину. Еще одна боковая ветвь шелкового пути, идущая от Дербента проходила вблизи Магаса. Таким образом, Магас контролировал очень важные участки Великого шелкового пути.

Поселения аланского времени, густо расположенные на территории предгорно-плоскостной части Ингушетии, особенно по обоим берегам реки Сунжи, подтверждают слова Масуди о том, что аланское «царство состоит из непрерывного ряда поселений: когда утром запоют петухи, ответ им доносится из других частей царства ввиду чересполосицы и смежности селений».

Кроме Магаса в источниках упоминаются еще несколько названий аланских городов - Фуст, Хайлан, Алания, Аскала, Касак, Дар-и-Алан, не все из которых исследователями принимаются как достоверные. Некоторые из них (Дар-и-Алан) были просто крупными крепостями, другие располагались не на территории Алании (Хайлан, Касак), а иные вообще не существовали (Алания).

Более реальным представляется существование города Фуст, упоминаемого византийским монахом Епифанием. Обращает на себя внимание присутствие в названии этого города нахского топонимического суффикса «-ст-», который имеет место в названиях многих топонимов в Ингушетии (Алхасте, Ангушт, Аршты Гоуст, Палмисте, Къасте, Наькъасте и т. д.); многочисленные топонимы с суффиксом «-ст-» есть и в Чечне (Малхисте, МIайсте, Агишты, Мехкишты, Дехесты и т.д.).

Еще один город с явно ингушским названием Дадаков (Дедяков) упоминается в русских летописях XIII-XIV вв. Судя по ориентирам, приводимым в русских летописях, Дадаков располагался в междуречье Сунжи и Назранки, на хребте «ДIаьха Дукъ», на территории современных Гамурзиевского и Насыркортского муниципальных округов г. Назрань.

Археологическими исследованиями выявлены ряд крупных раннесредневековых аланских городов, остатками которых являются городища Адиюх, Нижний Архыз и др. в Карачаево-Черкессии, Аргудан, Старый Лескен, Нижний Джулат и др. в Кабардино-Балкарии, Верхний Джулат в Северной Осетии, Алхан-Кала в Чечне, Биъсянна-Борз, Троицкое и др. в Ингушетии.

 

Алания в XI - начале XIII вв.

XI в.- период наибольшего расцвета Аланского государства. В 1032, 1033, 1062 и 1065 гг. аланы совершали грабительские походы в Закавказье. Часто вторжения алан на территории других государств организуют византийские или грузинские правители за плату.

Известно имя одного из самых могущественных аланских царей - Дургулель (инг. «Дургал аьла» - «Князь Дургал»; слово «дургал» переводится с ингушского как «нектар»), называемого в грузинских источниках «Великим». В грузинских источниках сохранились сведения о том, что грузинский царь Баграт IV, правивший с 1027 по 1072 гг. пригласил Дургулеля на помощь, и тот прибыл с 48-тысячным войском. После одержанной победы в честь Дургулеля и его воинов был устроен двенадцатидневный пир, и Дургулелю и «его вельможам» были даны богатые дары.

В качестве военных наемников сражались аланы и на стороне Византии. Византийский хронист Никифор Вриенний сообщает эпизод, относящийся к периоду царствования императора Михаила Дуки (1071-1078 гг.), когда византийцы привели из Алании 6 тысяч наемных воинов, но все аланы ушли, так как византийцам нечем было платить.

В XII в. наблюдается ослабление Алании. Если в источниках XI в. об Алании говорится, наряду с Сариром, как о крупнейшем государственном объединении, то источники XII в. свидетельствует об изменении положения. Хроники говорят уже не о «царе алан», а о многих «царях», что свидетельствует об отсутствии у алан в этот период единого центра. Характерно, что в начале XII в. царь Грузии Давид III обращается за помощью не к аланам, а к половцам.

Но аланы еще были довольно сильны и продолжали поддерживать связи с византийцами и грузинами. Аланы служат при византийском дворе, продолжают заключать династические браки. Ко второй половине XII в. относится заключение брака между царем Грузии Георгием III и дочерью аланского царя Худдана - Бурдухан. Дочь Георгия III и аланки Бурдухан - Тамара в 1178 г. была возведена на престол еще при своей жизни Георгием III. В ингушских преданиях сохранилась память о царице Тамаре как об «ингушской племяннице».

Согласно источникам, в первой половине XIII в. Алания была раздробленной, раздираемой междоусобицами. Доминиканский монах Юлиан, побывавший здесь в 1236 г., свидетельствует, что в Алании «сколько селений, столько вождей, и ни один из них не имеет подчиненного отношения к другому. Там постоянно идет война вождя против вождя, села против села. Во время пахоты все люди одного селения при оружии вместе идут на поле, вместе также и жнут и так делают по всему пространству той земли; и если есть у них какая-либо надобность вне селения, добыча ли леса и другая работа, то они равным образом идут все при оружии... у них человекоубийство не считается ни за что». Подобное мнение об аланах высказывает и аланский епископ Феодор: «отличия моих пасомых - убийства прежде всего».

Государство ослабло, центральная власть перестала функционировать, рухнули экономические связи между различными частями Алании, в стране наблюдается хаос, который облегчил монголам в первой половине XIII в. завоевание Алании.

 

Хозяйственная деятельность алан

Основой хозяйственной деятельности алан, как в предыдущие эпохи, было земледелие. Об этом свидетельствуют многочисленные письменные и археологические источники. Масуди подтверждает, что страна алан «хорошо возделана». Об аланах в персидской анонимной хронике X в. «Худуд ал-Алам» говорится: «Некоторые из них горцы, некоторые земледельцы». Имеется свидетельство венецианского историка Мартина Канале о том, что во время голода в Италии 1268 г. аланы и некоторые другие народы дали хлеб венецианцам.

На местах аланских поселений археологи находят каменные жернова и зернотерки, с помощью которых мололи зерно, каменные ступы и песты для измельчения зерна в кругу, многочисленность которых свидетельствует о больших урожаях, получаемых аланами. Также при раскопках городищ и поселений были найдены железные лемехи для плугов, наконечники для сохи, цепи для молотьбы зерна, серпы и другие железные предметы, связанные с земледелием.

Аланы выращивали в основном пшеницу и просо, а также овес, рожь и ячмень. После уборки урожая зерно хранилось в специальных зерновых ямах, обнаруженных археологами почти на всех поселениях. Располагаются они вокруг жилищ, а иногда внутри жилища в виде погреба. Таких зерновых ям обычно находят очень много, что опять же свидетельствует о больших количествах хранимого зерна. Обнаружены археологами также и надземные хранилища зерна, плетенные из прутьев и обмазанные глиной.

В горах, как и в предыдущие времена, широко использовалось террасное земледелие. В лесистых местностях применялось подсечное земледелие, при котором путем вырубки и выжигания леса освобождалась земля под пахоту.

Наряду с земледелием, важнейшей отраслью хозяйства алан было скотоводство. В равнинных районах разводили крупный рогатый скот, в горах - мелкий. Разводили также лошадей, которых использовали как транспортное средство. На месте аланских поселений и в городищах археологами также найдены кости таких домашних животных, как свинья, осел, собака, кошка и кости домашней птицы.

Занимались аланы охотой и рыболовством.

Были развиты у алан характерные для древнеингушского населения отрасли ремесленного производства: металлургия и металлообработка, гончарное производство, обработка камня, дерева и кожи, прядение и ткачество.

Традиционными производствами с глубокой древности у далеких предков ингушей были металлургия и металлообработка. У алан, в отличие от кобанцев, основным материалов для изготовления орудий труда, оружия и различных предметов обихода было железо. На территории исторической Алании учеными открыты и исследованы древние штольни, где добывалась железная руда. Обнаружены также многочисленные железные шлаки, остатки плавильных печей и другие следы выплавки железной руды. Металлургическое производство было сосредоточено в основном в горной и предгорных зонах. По данным письменных источников, которые подтверждаются и археологическими находками, аланы выплавляли и собственную сталь. Известны аланские стальные сабли. Аланы также были, по свидетельству современников, отличными кузнецами. Они производили различную продукцию: лемеха плугов, серпы, мотыги, ножницы для стрижки овец, различные крюки, топоры, ножи, напильники, тесла, зубила, шила и другие предметы. О высоком уровне кузнечного дела свидетельствуют находки кольчуг, производство которых требует большого мастерства.

Была развита у алан обработка путем литья цветных металлов - меди, серебра, олова, свинца, цинка и их сплавов (бронзы).

Исследователи отмечают присутствие на аланской керамике элементов, свойственных керамике кобанских племен - налепные шишечки, зооморфные формы ручек сосудов, некоторые виды орнаментов и т.п. С VI в. при производстве керамики начинали применять гончарный круг. К XIII в. вся керамика производилась на быстро вращающем ножном круге.

С X в. из глины также делали черепицу и кирпичи, что было связано с начавшимся в Западной Алании крупным церковным строительством. В XIII в. черепица распространилась и в Восточной Алании.

Традиционной у древних ингушей была обработка камня, уходящая корнями в глубокую древность. И в более поздние времена ингуши славились своими мастерами по обработке камня, которых называли «тIоговзанч». В горных и предгорных районах камень всегда был основным строительным материалом. Из тесаных каменных блоков строились храмы, башни, оборонительные стены, погребальные склепы. Археологами отмечено применение при возведении храмов раствора, но большинство сооружений строились в технике сухой кладки.

Известны созданные из камня памятники пластического искусства - высеченные на каменных плитах рельефные рисунки, символы.

Из камня изготовляли также хозяйственно-бытовой инвентарь: жернова для размола зерна, зернотерки, пряслицы и другие предметы.

У алан была развита и обработка дерева, из которого производились различные сосуды, гребни, ложки, шкатулки, древки копий и стрел, рукояти разнообразных хозяйственных орудий и инструментов и т.д. Археологами обнаружены деревянные седла, отдельные части которых сделаны из разных пород дерева; седла покрывали различными орнаментами и вставляли медные пластинки с изображениями птиц и зверей. Ряд археологических находок указывает на существование у алан примитивного токарного станка для обработки дерева. Большой интерес представляют находки в аланских могильниках столиков на трех ножках, схожих с известными в ингушской этнографии столиками на трех ножках «кхоког» или «шу».

В археологических памятниках также обнаружены куски кожи двух сортов: сыромятной и тонкой сафьяновой. Из сыромятной кожи делались сбруя, уздечки, обувь типа поздних чувяк, без подошвы и каблука. Кожей обтягивали боевые щиты, колчаны для стрел; возможно, кожаными были и шлемы. Из сафьяновой кожи вырезались сложные узоры - аппликации, украшавшие богатые праздничные платья, сапоги, головные уборы и т.д. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Сложилась специализация отдельных районов. В горных и предгорных районах преимущественно развивалось скотоводство, а на равнине - земледелие. Также горцы специализировались на производстве и обработке металла. Но широкого развития внутренняя торговля не получила, так как на внутреннем рынке господствовал натуральный обмен.

Развитию международной торговли способствовало в первую очередь выгодное расположение Алании на стыке Европы и Азии и международные торговые пути, проходящие через ее территорию.

В X в. аланские купцы были известны в Крыму, в кавказских государствах, в Византии и в различных странах Востока.

Из Византии ввозили керамические изделия, в том числе тарные (амфоры) и стеклянные сосуды, шелковые ткани, браслеты, перстни, бусы из полудрагоценных камней, украшения из металла и кости, предметы христианского культа, монеты. Из Крыма привозили амфоры с вином, стеклянные браслеты. Из Закавказья — некоторые виды стеклянных браслетов и стеклянные сосуды. Из Руси и Волжской Болгарии купцы доставляли мед, воск, дорогие меха и другие товары; через Русь поступал янтарь. Археологические раскопки свидетельствуют о торговых связях алан с кочевниками Предкавказья и Причерноморья, а также с населением Центральной Европы.

Прослеживаются связи с Малой Азией, Ближним Востоком, Передней Азией и Средней Азией. Особенно интенсивными были торговые связи с Сирией и Ираном. Из Сирии поступали стеклянные сосуды, бусы, из Ирана - белоглинная поливная керамика и бусы из драгоценных камней. С Ближнего Востока вывозился шелк, шерстяные и бумажные ткани, керамика, пряности. Из Средней Азии доставлялись шелковые ткани, украшения и керамика. Привозили товары и из далеких Индии и Китая.

 

Религиозные воззрения алан

На протяжении всей истории алан, даже после принятия частью алан христианства, у них господствовало язычество. По свидетельству письменных источников, главное место в аланском язычестве занимал культ солнца. Армянский поэт XIII в. Фрик писал: «...алан, что солнце чтит».

Культ солнца наблюдается у ингушей с глубокой древности до принятия основной массой ингушей ислама в середине XIX в. В ингушском фольклоре обожествленное солнце имело множество имен: Ма, Малх, Махал, ГIал, ХIалло, Рало, Гушмали, Ала, Гела и т.д.; зафиксировано также обращение к солнцу «Гелой».

Многие древние и современные ингушские этнонимы имеют отношение к культу солнца: хурриты («народ хурри») - от «хурри» - «утро, восток», махалы/махалоны - от «ма» — «солнце» и «хал» — «бог», гIалгIай - от ГIал» - имя бога солнца, галай - от «ГIал/Гал», маьлхи — от «малх» — «солнце», алан (хIалан) — от «ХIал/Ала» — первоначально понятие «бог», позже — имя бога солнца и т. д.

О широком распространении среди алан культа солнца свидетельствуют многочисленные археологические источники. Встречаются изображения солнечного диска на керамических сосудах. Известны изображения различных крестов, являвшихся символами солнца. Такие символы известны на Северном Кавказе еще со времен кобанской культуры. В аланских памятниках найдены многочисленные солнечные амулеты с головами хищных птиц по кругу. Некоторые хищные птицы у средневековых ингушей почитались как священные птицы солнца. Имеются амулеты с вписанным в круглую солярную рамку изображением фигуры мужчины, иногда всадника. Встречаются комбинированные солярно-лунные амулеты, сочетающие символические изображения солнца и луны в виде полумесяца. Также на аланских памятниках встречаются амулеты, имеющие вид круга или двух кругов с четырьмя или семью спицами, то есть имеющие вид колеса. Отождествление солнца с колесом сохранилось и в ингушском фольклоре.

У алан существовал культ предков. Все языческие погребения на территории их проживания подтверждают это. В могилу умершего клали все необходимое для жизни в потустороннем мире: сосуды с пищей и питьем, оружие, украшения и т.д.

На протяжении нескольких столетий византийцы предпринимали усилия христианизировать алан. Первые успехи в распространении христианства приходятся на начало X в. К этому времени относится упоминание в документах архиепископа Алании, что свидетельствует о существовании уже в первом десятилетии X в. аланской кафедры. Документы свидетельствуют, что в это время была крещена верхушка аланского общества, но христианизация была поверхностной - аланы продолжали жить по своим обычаям, часто противоречащим христианским устоям. Так, в одном из писем византийский патриарх Николай Мистик пишет миссионерам в Алании, что необходимо допускать послабления в отношении «князя страны и людей», издавна живущих в незаконных браках. Под незаконными браками исследователи понимают распространенное у алан, но порицаемое христианской церковью многоженство. Ибн-Руста отмечал: «Аланский царь христианин в сердце, но весь народ его царства - язычники, поклоняющиеся идолам».

В 932 г. после поражения в войне с Хазарией, на которую алан подтолкнула Византия, аланы под давлением хазар отреклись от христианства и прогнали греческих (византийских) епископов и священников. Но в этот период ослабевшая Хазария уже не в силах была диктовать свои условия аланам. Вскоре позиция Византии в Алании были восстановлены и к концу X в. христианство укрепилось в Алании. В это время в Алании существовала довольно сильная церковная организация.

Центр Аланской епархии и резиденция аланских митрополитов находился в городе (название его неизвестно), на месте Нижне-Архызского городища в ущелье реки Большой Зеленчук в Карачаево-Черкессии. На Нижне-Архызском городище до настоящего времени сохранились в неплохом состоянии несколько церквей, построенных в X в.

Христианство не стало общеаланской религией. Оно было больше распространено в Западной Алании. Как отмечено исследователями, все христианские памятники монументального зодчества сосредоточены в западных районах исторической Алании. Здесь же отмечены и христианские некрополи. В восточных районах Алании христианских памятников не открыто, за исключением нескольких храмов на территории современной

Горной Ингушетии. Жители восточных районов Алании оставались в основной своей массе язычниками. В горной части христианство проникало со стороны Грузии, но продолжительного успеха оно здесь не имело. В IX в. в Горной Ингушетии был построен христианский храм Тхаба-Ерды, но христианство скоро было забыто местным населением, и храм использовался как языческий - об этом говорит даже его название, которое происходит от имени языческого бога Вселенной Тха. В XI-XII вв. и в более поздние времена продолжались попытки Грузии христианизировать население прилегающих к Грузии горных районов Алании, но христианство здесь не укрепилось.

 



В конце XII - начале XIII вв. в Алании произошло ослабление централизованной власти, что привело к сепаратизму и распаду непрочного государственного объединения. Общее состояние страны отразилось и на христианстве в Алании. О положении христианской церкви и вообще христианской религии в Алании свидетельствует аланский епископ Феодор, который пишет о том, что «аланское племя легко может быть совращено», что их «пасет скорее смерть безверия» и что «аланы христиане только по имени». Об этом же свидетельствует и упоминавшийся монах Юлиан, который сообщает, что в Алании жители представляют «смесь христиан и язычников».

К середине XII в. Аланская епархия была перемещена за пределы Алании в Трапезунд, находившийся на южном побережье Черного моря. К началу XIII в. город, где прежде размещалась епархия, вообще запустел, что связывается учеными не с его разрушением, а изменением этнического состава населения: в результате притока из степей тюркского (половецкого) населения и оттока из города алан.

 

§ 3. Завоевательные походы монголов и Тимура Хромого против алан
(XIII-XIV вв.)

В начале XIII в. в Центральной Азии произошли события, сыгравшие в дальнейшем огромную роль в истории многих народов и государств мира - образовалось Монгольское государство под властью Темуччина, получившего имя Чингисхан - «Великий хан».

В 1219 г. монголы завоевали Среднюю Азию, разгромив обширное государство Хорезм. В 1220 г. они отправили в глубокий разведывательный рейд на запад 30-тысячный экспедиционный корпус под командованием двух опытных военачальников Джебе-нойона и Субэдэй-бахадура.

 

Первое сражение алан с монголами

Пройдя с боями через Северный Кавказ и Закавказье, монголы через Дербентский проход в 1222 г. вторглись на Северный Кавказ. Здесь произошло сражение с объединенным алано-половецким войском. Летописец Ибн аль-Асир так повествует об этом событии: «Перебравшись через Ширванское ущелье, татары двинулись по этим областям, в которых много народов, в том числе аланы, лезгины, и разные тюркские племена. Они ограбили и перебили много лезгин, которые были отчасти мусульмане и отчасти неверные. Нападая на жителей этой страны, мимо которых проходили, они прибыли к аланам, народу многочисленному, к которому уже дошло известие о них. Они (аланы) употребили все свое старание, собрали у себя толпу кипчаков, и сразились с ними (татарами). Ни одна из обеих сторон не одержала верха над другою. Тогда татары послали к кипчакам сказать: «Мы и вы одного рода, а эти аланы не из ваших, так что вам нечего помогать им; вера ваша не похожа на их веру, и мы обещаем вам, что не нападем на вас, а принесем вам денег и одежд, сколько хотите; оставьте нас с ними». Уладилось дело между ними на деньгах, которые они принесут, на одежде и пр.: они татары действительно принесли им то, что было выговорено, и кипчаки оставили их (алан)».

После ухода половцев (кипчаков) вновь состоялось сражение между аланами и монголами. Аланы потерпели поражение. По свидетельству Ибн ал-Асира, «татары напали на алан, произвели между ними избиение, бесчинствовали, грабили, забрали пленных и пошли на кипчаков, которые спокойно разошлись на основании мира, заключенного между ними, и узнали о них только тогда, когда те нагрянули на них и вторглись в землю их. Тут стали они (татары) нападать на них раз за разом и отобрали у них вдвое против того, что сами им принесли».

После избиения алан и кипчаков монголы перезимовали в кипчакских степях, а 31 мая 1223 г. в битве на р. Калке разгромили русское войско, в составе которого были отряды кипчаков. В 1224 г. экспедиционный корпус Джебе и Субэдэя вернулся в Монголию.

 

Поход монголов на Аланию в 1238-1239 гг.

На курултае в 1235 г. в Каракоруме - столице Монгольской империи было принято решение о необходимости совершить грандиозный завоевательный поход в Восточную Европу. Из всех намеченных к завоеванию на этом курултае городов Восточной Европы в монгольских и китайских хрониках упоминаются только Киев и Магас.

Летописец Рашид ад-Дин сообщает: «В год барана (1235 г.) благословенный взгляд хана (в то время верховным ханом был Угедей, сын Чингисхана. Прим. авт.) остановился на том, чтобы из царевичей Бату, Менгу-хан и Гуюк-хан сообща с другими царевичами и многочисленным войском отправились в области кипчаков, русских, булгар, маджар, башкирд, асов, судак и те края для завоевания таковых; и они занялись приготовлением к этому походу».

Возглавлял поход внук Чингисхана хан Бату. Поход на Запад начался в 1236 г. с нападения на Волжскую Болгарию. В течение 1236-1237 годов подверглись разорению Волжская Болгария, поволжские народы, Русь, Северо-Западный Кавказ.

Осенью 1238 г. монголы двинулись на Аланию. Бату поручил руководство этим походом Менгу-хану.

«Потом в кока-иле, т.е. год свиньи, соответствующий 636 г. (636 год Хиджры, соответствует 14 августа 1238 г.- 2 августа 1239 г.),- сообщает Рашид ад-Дин,- Гуюк-хан, Менгу-хан, Кадан и Бури направились к городу Минкасу (Магасу) и зимой после осады, продолжавшейся 1 месяц и 15 дней, взяли его. Они были еще заняты тем походом, когда наступил год мыши (соответствует 637 году Хиджры - 3 августа 1239 - 22 июля 1240 г.)».

Таким образом, поход на Аланию начался осенью 1238 г. и продолжался до позднего лета 1239 г. Главным событием этого похода была осада и взятие монголами столицы алан - Магаса.

Осада Магаса началась зимой в конце 1238 г. и продолжалась до начала 1239 г. По рассказу персидского хрониста Джувейни, жители города «по многочисленности своей были точно муравьи и саранча, а окрестности были покрыты болотами и лесом до того густым, что в нем нельзя было проползти змее. Царевичи сообща окружили город с разных сторон и сперва с каждого бока устроили такую широкую дорогу, что по ней могли проехать рядом три-четыре повозки, а потом против стен его выставили метательные орудия».

В китайской хронике «Юань-ши» об осаде города Ме-цио-сы (Магаса) говорится: «Город, благодаря своей неприступности, долго не сдавался... Си-ли-цянь-бу с 11 готовыми умереть храбрецами взобрался по осадным лестницам; вперед же поставил 11 пленников. Они громко закричали: «Город пал!» За ними полезли, как муравьи, один за другим все остальные воины, и город взяли».

Судя по тому, что монголами применялись метательные орудия и осада города длилась полтора месяца, жители Магаса оказали завоевателям ожесточенное сопротивление. Численность монгольских войск, участвовавших в походе на алан и при осаде Магаса, неизвестна.

По сообщению Джувейни, завоеватели оставили от Магаса «только имя его и нашли там много добычи». По приказу монгольских царевичей, руководивших войском, после окончания битвы у каждого погибшего защитника Магаса было отрезано правое ухо. По сообщению Джувейни, было сосчитано 270 000 ушей. Цифра огромная для средневековых городов. По всей видимости, Джувейни слишком преувеличил число погибших алан, но все же приводимая цифра свидетельствует о многочисленности жителей Магаса, о множестве погибших во время обороны города и является еще одним свидетельством ожесточенности сопротивления алан.

После разрушения Магаса весной 1239 г. часть монгольских войск была послана в Дагестан. Рашид ад-Дин сообщает, что «весною, назначив войско для похода, они поручили его Букдаю и послали его к Тимур-кахалка («Железные ворота», т.е. г. Дербент) с тем, чтобы он занял его и область Авир (Авария)».

После произведенных им завоеваний в Восточной Европе хан Бату послал донесение верховному хану, своему дяде Угедею, в котором говорилось:

«Силою Вечного Неба и величием государя и дяди мы разрушили город Мегет (Магас) и подчинили твоей праведной власти одиннадцать стран и народов».

Таким образом, взятие и разрушение Магаса, по мнению хана Бату, который руководил всем походом в Восточную Европу, было самым значительным его достижением.

 

Борьба алан против завоевателей

В результате похода 1238-1239 гг. монголами была завоевана равнинная часть Алании. Города и селения были разрушены. Многие уцелевшие аланы бежали в горы и продолжали борьбу против завоевателей.

Путешественник Плано Карпини, побывавший на Северном Кавказе в 40-х гг. XIII в., вскоре после разгрома Алании, свидетельствует, что аланы находятся в числе подчиненных монголам народов, но он отмечает также «некую часть аланов, оказавших мужественное сопротивление и доселе еще не подчиненных им». Причем некую гору в Алании, согласно Плано Карпини, монголы осаждают уже 12 лет, и за это время аланы «оказали им мужественное сопротивление и убили многих татар и притом вельмож».

Другой путешественник Гильом Рубрук в 1235 г. сообщал, что монголам не удалось завершить покорение алан. Он же свидетельствует, что монголы были вынуждены поставить охрану на выходах из горных ущелий:

«Аланы на этих горах все еще не покорены, так что из каждого десятка людей Сартаха — двоим надлежало караулить горные ущелья, чтобы эти аланы не выходили из гор для похищения их стад на равнине».

По сообщению арабских источников, монголы вынуждены были держать в предгорьях 10-тысячное войско для предотвращения вылазок алан из горных ущелий.

Согласно ингушским легендам, монголы не смогли пройти в горы современной Ингушетии, хотя и предпринимали несколько таких попыток. И в письменных источниках отсутствуют сведения о проникновении монголов в горные ущелья. В ингушском фольклоре сохранилось имя одного из вождей антимонгольского сопротивления. По легенде, путь в горы монгольскому войску, которое двигалось по Ассинскому ущелью, у селения Алкун преградили 40 смельчаков во главе с Гагиевым Талевром. Все 40 героев погибли, но монголов в горы не пропустили.

Современные топонимы позволяют определить некоторые места, где стояли монгольские караулы. Ингушское название селения Сурхахи - СурхотТе этимологизируется как «место сторожевого отряда» (инг. «Сур ха тIе»). Ингушское название с. Бамут — Бумат этимологизируется как «место (стоянка) войска» (инг. «БIу мат»).

Северный Кавказ был включен в Улус Джучи, или Золотую Орду - одно из монгольских государств, образовавшихся в результате монгольских завоеваний. Закавказье входило в состав другого монгольского государства - государство хуллагидов. Во второй половине XIII - первой половине XIV вв. происходят ожесточенные столкновения между золотоордынцами и хуллагидами за влияние на Северном Кавказе и контроль над горными ущельями.

После разгрома 1238-1239 гг. большая часть аланского населения ушла в горы, все же часть алан продолжала проживать на плоскости под властью монголов. Об этом говорят данные русских летописей, повествующих о восстании жителей аланского города Дадакова (инг. «Город главы (вождя, царя)»).

Согласно сведениям русских летописей, Дадаков находился на территории плоскостной Ингушетии. В разных летописных сводах приводятся следующие ориентиры: Дадаков находится за Тереком, Терским и Сунженским хребтами, на реке Сунже, вблизи Дарьяльского ущелья, недалеко к северу от него протекает речка Ачалук. Этим ориентирам соответствует местоположение крупного комплекса городищ в междуречье Сунжи и Назранки на хребте «ДIаьха Дукъ», на территории современных Гамурзиевского и Насыркортского муниципальных округов г. Назрань.

В 1277 г. жители Дадакова восстали против ордынского гнета. Причиной восстания послужило то, что после переписи, произведенной монголами в 1254 г., аланское население было обложено налогами. Хан Менгу-Тимур выступил в поход против Дадакова. По его приказу в походе приняли участие и русские князья со своими дружинами. После долгой осады 8 февраля 1278 г. Дадаков был взят и сожжен. Как сообщает летописец, монголы и русские князья «полон и богатства много взяша и иных смерти предаша, а град их сжгоша».

 

Последствия монгольского завоевания

Для алан завоевательные походы монголов обернулись катастрофой. Монгольское нашествие перекроило всю политическую и этническую карту Северного Кавказа. В результате монгольского завоевания Аланское государство было уничтожено. Во много раз сократилась численность алан и их территория. Была полностью разрушена экономика. Аланы-ингуши оказались запертыми в горах. Они были отброшены в историческом развитии на несколько веков назад. Последствия монгольского погрома ощущаются на потомках алан по настоящее время.

В Прикубанье, где тюркский элемент присутствовал со времен гуннских походов, после монгольских погромов в результате смешения остатков алан с половцами (кипчаками), оттесненными монголами в горы, начали формироваться карачаевский и балкарский народы. Ибн ал-Асир отмечал, что разгромленные монголами кипчаки «одни укрылись в болотах, другие - в горах, а иные ушли в страну русских». Учеными давно установлено, что карачаевцы и балкарцы являются народами смешанного тюркско-кавказского происхождения. Также исследователи стали относить карачаево-балкарский язык к кипчакской подгруппе тюркской группы языков. Приняв тюркский язык, карачаевцы и балкарцы сохранили кавкасионский антропологический тип. Складывание карачаевского и балкарского народов завершилось в XV в. Этноним «балкар» (кабардинское звучание), который на балкарском языке звучит как «малкар», имеет нахское происхождение и означает «люди солнца» (инг. «малхар»).

Часть алан мигрировала в Венгрию, где в дальнейшем они были известны под названием ясов. Другие вместе с монгольским войском мигрировали в Монголию, где они участвовали в составе монгольских войск в завоевательных походах в Китай. В период монгольских походов на опустошенные монголами равнины Алании стали переселяться полукочевые адыгские племена кабардинцев, мигрировавшие с территории Северо-Западного Кавказа. Судя по тому, что в русских летописях начала XIV в. Терский хребет именуется Черкесским, к этому времени кабардинцы уже контролировали территорию, прилегающую к нему с севера (в это время в русских летописях Сунженский хребет называется Ясским, что говорит о том, что на территорию, прилегающую к Сунженскому хребту, влияние кабардинцев в этот период еще не распространялось).

Часть алан, проживавшая на территории государства Сарир, в зоне контакта с дагестанскими и тюркскими племенами - территория современных Веденского и Ножай-Юртовского районов, которая считается территорией, где зародились чеченские народ и язык (измененный под влиянием дагестанских и хазарского языков аланский язык) - дала начало современной чеченской нации. Позднее, первыми выселившись на равнину, они в течение веков распространили свой этноним «нохчи» (от нахского слова «нах» - «народ, люди») на ряд аланских горных обществ, располагавшихся в горной полосе от территории Горной Ингушетии до р. Аргун. Близость диалектов обществ горной полосы Чечни от Ингушетии до р. Аргун к ингушскому языку отмечены исследователями. В ингушском фольклоре также сохранились сведения о происхождении некоторых чеченских родов от ингушских родов. Известный исследователь истории ингушского народа Ф. И. Горепекин писал:

«...ингуши не есть отдельная ветвь чеченцев, а чеченцы есть разросшаяся ветвь ингушского корня... Чеченцы, получив свое родоначалие из Галгая и Нашаха, имели слишком большой простор для образования своих поселений. Район их заполнялся различным элементом, как, например беглыми из Грузии, арабскими переселенцами, беглыми русскими солдатами и т.п. Вполне допустимо, что из числа многих проходивших кочевых орд тоже оставалась часть как в виде пленников, так и вольных поселенцев. Таким образом, усваивая разнообразный пришлый элемент, имея разбросанные на большой площади обособленные свои поселения, навсегда разойдясь с родоначальникам ингушами, чеченцы с течением времени изменили в своем языке лексическую сторону, звуковой состав и некоторые случаи грамматических правил».

Чеченский исследователь К. 3. Чокаев пишет: «Еще Б. Плечке отмечал заметное отличие горных чеченцев, живущих к западу от Шаро-Аргуна, в антропологическом (высокий рост, светловолосостъ и др.) отношении от остальных чеченцев. Они же отличаются также в языковом отношении (наличие фрикативного звука [ф], в отличие от остальных чеченских диалектов и др.). Что сближает их в то же время с ингушами».

 

Аланы под властью монголов в XIV в.

С 60-х годов XIII в. и до середины XIV в. Северный Кавказ был ареной ожесточенной борьбы между Золотой Ордой и хуллагидами, обосновавшимися в Закавказье и Иране. Война проходила с переменным успехом, а местное население подвергалось притеснениям и грабежам, нищало.

Из русских летописей известно, что на Сунже у города Дадакова в 1318 г. располагалась ставка хана Золотой Орды Узбека. Именно сюда в ставку хана был вызван в Золотую Орду и убит 22 ноября 1318 г. великий князь Михаил Тверской. На Сунже хан Узбек готовил очередной поход в Закавказье, на территорию, подвластную хуллагидам.

В 1346-1350 гг. на территории Золотой Орды разразилась чума, которая распространилась и на горные районы. В середине XIV в. в Золотой Орде начинаются смуты и междоусобицы, приведшие к ее распаду. На территории Золотой Орды в 70-80-х гг. XIV в. складывается несколько тюркско-монгольских государств. Хан Мамай, потерпевший в 1380 г. поражение на Куликовском поле от русских дружин, контролировал только небольшую часть бывшей Золотой Орды.

Под властью Золотой Орды часть алан продолжала проживать на равнине. Часть алан расселилась по городам Золотой Орды. Арабский путешественник Ибн-Батута в 1333 г. среди жителей столицы Золотой Орды города Сарай-Берке, располагавшегося на р. Волге (в районе современного Волгограда), называет и алан, принявших ислам.

На завоеванных территориях монголы вводили воинскую повинность и заставляли местное население участвовать в их военных походах. По свидетельству русских летописей, аланы участвовали в составе войск Мамая в Куликовской битве. Большая группа алан, численностью до 30 000, служила в аланской гвардии в Монголии, а позже и в завоеванном монголами Китае. Судя по источникам, в конце XIV в. в Монголии аланы полностью теряют свою этническую принадлежность и в дальнейшем растворяются среди монголов.

После поражения в 1380 г. Мамай был убит, и власть в Золотой Орде при поддержке среднеазиатского правителя Тимура, получившего из-за хромоты прозвище Хромой, захватил энергичный хан Тохтамыш. Через два года после Куликовской битвы в 1382 г. Тохтамыш сжег Москву и вновь укрепил пошатнувшуюся власть монголов над Русью. В последующие годы он объединил территории, входившие ранее в Золотую Орду, и восстановил ее былое могущество. В 1385 г. Тохтамыш во главе 90-тысячной армии вторгся через Дербент в Закавказье и захватил Южный Дагестан и Ширван. Успехи Тохтамыша вскоре привели к столкновению между ним и его бывшим союзником Тимуром, который не желал укрепления Золотой Орды.

 

Нашествие войск Тимура Хромого

«Завоеватель Вселенной» Тимур Хромой совершил несколько завоевательных походов на Северный Кавказ.

В 1386 и 1389 гг. между войсками Тохтамыша и Тимура состоялись сражения в Хорезме и Южном Азербайджане. Еще раз войска противников сошлись в 1391 г. в Поволжье, где Тохтамышу было нанесено крупное поражение, но он не сложил оружия. Чтобы окончательно подорвать могущество Золотой Орды, Тимур начал подготовку к крупному походу на Северный Кавказ. К решающей схватке готовился и Тохтамыш, который заключил союз с египетским и турецким правителями. Зиму 1394-1395 гг. перед походом на Северный Кавказ Тимур провел в Азербайджане, приводя в порядок свои войска. В феврале 1395 г. он двинулся на Северный Кавказ, где в это время находились основные силы Золотой Орды.

Разгромив авангард Тохтамыша, через территорию Дагестана войско Тимура перешло на равнину Северного Кавказа. Тохтамыш укрепил левый берег Терека, чтобы не дать войску Тимура переправиться через реку. Но, применив хитрость, Тимур сумел переправиться на правый берег Терека.

15 апреля 1395 г. войска Тохтамыша и Тимура встретились на равнине между реками Курой и Тереком. Оба войска имели примерно по 300 тысяч человек. В течение трех дней шло одно из самых кровопролитных в средневековье сражений. Первый день сражения окончился в пользу Тохтамыша. В результате стремительной атаки ордынцев сам Тимур чуть не попал в плен. На второй день обеими сторонами были понесены огромные потери, но ни одна из них не сумела добиться решающего успеха. На третий день в стане Тохтамыша начались раздоры. Часть военачальников со своими отрядами покинули войска золотоордынцев, что воодушевило противника и сказалось на моральном состоянии войск Тохтамыша. Третий день оказался наиболее кровопролитным. К его концу стало ясно, что победу одержал Тимур. Войско Тохтамыша распалось на отдельные части. Сам Тохтамыш отступил к низовьям Волги, затем ушел в Волжскую Болгарию и, наконец, из-за преследования Тимура, вынужден был бежать в Литву. Другая часть войск золотоордынцев во главе с военачальником Удурку бежала в горы Кавказа, третья ушла на Дон и в Крым.

По данным письменных источников, Тимур потерял в этом сражении более ста тысяч воинов. Еще больше погибших было в разгромленном войске Тохтамыша. Этим поражением Золотой Орде был нанесен смертельный удар. Никогда больше Золотая Орда не смогла возродить свое былое могущество.

После победы в сражении Тимур начал преследовать войско Тохтамыша. Уничтожая огнем и мечом все на своем пути, прошел Поволжье, Южную Русь и Крым.

Осенью 1395 г. Тимур повернул на Северный Кавказ. В течение нескольких месяцев его войско прошло через Северный Кавказ с запада на восток, оставляя после себя руины и трупы.

Первый удар был нанесен по адыгским племенам. Адыги подожгли луга между Азовом и Кубанью. В результате, как сообщает хронист Шереф-ад-дин Йезди, «множество скота победоносного войска погибло на этом пути, и оно бедствовало около 7 или 8 дней от бескормья». Но адыгов это не спасло. Переправившись через выжженную землю, войска Тимура обрушились на них и «ограбили весь улус черкесский, захватили большую добычу».

В дальнейшем, согласно хроникам личного секретаря Тимура Низам-ад-дина Шами и упоминавшегося Шереф-ад-дина Йезди, Тимур воюет с «эльбурзцами» - жителями «горы Эльбурз». «Эльбурзом» Шами и Йезди называли весь Кавказский хребет, так как у них вблизи «Эльбурза» живут черкесы и Дербент помещается «у подошвы горы Эльбурз». После войны в областях «Эльбурза» Тимур совершает набег на область Аухар, вероятно, Аух - территория расселения аккинцев (современные Хасавьюртовский и Новолокский районы Дагестана). Таким образом, в хрониках Шами и Йезди под областями горы «Эльбурз» упоминается территория от Черкессии до Дагестана, т.е. территория алан.

Йезди сообщает, что после похода на черкесов Тимур двинулся «на Буриберд и Буракан, который был правителем народа асов (т.е. алан)». По сообщению Шами, «при этом походе они послали (войска) к горе Эльбурз, на горе нашли много крепостей и без числа больших областей, много сражались с врагами веры и взяли бесчисленную добычу из имущества неверных».

Следующий поход был совершен в область Кулу и Тауса. Шами сообщает:

«Выбравшись оттуда, они отправились на Кулу и Тауса. Все это были области элъбурзцев, и крепости их были на вершинах гор, а дороги к ним крайне трудны и тяжелы, так что из-за их большой высоты у наблюдающего темнело в глазах, а у смотрящего шапка падала с головы. Крепость же Тауса имела особенно прекрасное высокое строение и приятный климат; стрела не достигала снизу до верху крепости, и без усилия ум не мог представить взятия ее».

Под «крепостями» здесь подразумеваются башенные комплексы, которые со второго тысячелетия до н. э. со времен хурритов и урартов строили только предки ингушей. Имена Кулу (Куло) и Таус (Тоуз) являются ингушскими и в недалеком прошлом были очень популярны среди ингушей. Имя Куло (русс, вариант Калой) до сих пор употребляется среди ингушей. Имя Таус в форме Тоуз/Тауз входит в состав названия ингушского селения Тоузан-Юрт («Селение Тоуза»), находящего вблизи ингушских селений Мужичи и Галашки на территории Пригородного района и переименованного осетинами в Комгарон. В районе современных селений Галашки - Мужичи - Даттых имеются топонимы, упоминаемые в хрониках - гора Тоузан-Корт, речка Тоузан-хий, урочище Тоузан те и др. Также недалеко находятся развалины древнего поселения Къули (Кулие). Название Кулу может быть соотнесено с названием башенного поселения Коли (или Кели), расположенного на склоне Скалистого хребта в Ассиновском ущелье, откуда происходит ингушский род Кулой, и с названием небольшого башенного селения КIоли у Таргима, откуда происходит род Шоалой (Чимхилыовы, Хабриевы, Гомкортиевы, Джугутхановы и др.). Возможно, что одно из этих селений было основано беженцами из района Галашки - Мужичи — Даттых. С этим районом соотносятся и другие топонимы, упоминаемые в хрониках. В ингушской легенде о Баркине, основателе рода Баркинхой, говорится, что он бежал в горы от Тимура из Даттыха.

Жители области Кулу и Тауса упорно сопротивлялись. При войске Тимура находился специальный отряд для ведения войны в горных условиях, составленный из представителей племени мекритов из Памира, которые, по словам Йезди, «в ходьбе по горам были так ловки и искусны, что заберутся в любое место, куда только серна может забраться». С помощью мекритов, которые взобрались на скалы, на которых стояли укрепления, Тимуру удалось взять «крепости» Кулу и Тауса. Кулу и Таус были взяты в плен и убиты. В этом сражении, по свидетельству хронистов, было убито множество защитников крепостей, а «те, которые остались в живых, оказались бродящими, растерянными и бездомными».

Оттуда войско Тимура выступило в поход к «крепости Пулада, в которой укрылся Утурку (Удурку, военачальник Тохтамыша)». Тимур послал письмо начальнику крепости Пуладу с требованиями выдать Удурку. Пулад ответил: «Удурку искал у нас убежище. Пока душа будет в теле, я его не выдам, и пока остается один вздох от духа, буду защищать его». По пути к крепости был такой густой лес, что, по выражению Йезди, «от множества деревьев и сплетения ветвей туда с трудом проходил даже быстрый ветер». По приказу Тимура была прорублена просека шириной в 3 фарсаха (около 20 километров). По этой просеке войско Тимура подошло к крепости Пулада и начало сражаться. Шами в связи с этим сражением сообщает, что Удурку занял крепость Капчигай и ущелье «и начал игру жизнью». Возможно, что «крепость Пулада» и Капчигай одна и та же крепость. По мнению некоторых исследователей, крепость Капчигай (или «Капкай») находилась при входе в Дарьяльское ущелье. «Капкай» (инг. «гIапков») с помощью ингушского языка можно этимологизировать как «крепость, укрепленное поселение» (от «гIап» -«крепостная стена» и «ков» - «поселение»).

Йезди сообщает о разыгравшемся сражении:

«Крепость находилась в чрезвычайно недоступном ущелье, и тамошние жители, заняв вход в ущелье и отрекшись от жизни, отчаянно начали сражаться. После многих усилий победоносное войско одолело их и, овладев крепостью, мечом джихада уничтожило многих из этих заблудших. Утурку бежал и ушел в ущелье горы Эльбурз. Победоносное войско Тимура разграбило и сожгло дома их и взяло бесчисленную добычу. В это время кто-то принес известие, что три отряда неверных, убежав, взошли на склон горы и стоят там. Тимур двинулся против них и войска, подобные судьбе, вступив в бой, взяли их в плен и сожгли всех этих обреченных в ад».

Вскоре был схвачен и Удурку. Следующий поход был совершен в область Симсим (возможно, Зумси в ущелье реки Чанты-Аргун). Правители этой области звали Гаюр-хан или Кырбек. Судя по тюркскому имени и по тому, что его сын носил имя Мухаммед, правитель области Симсим был представителем власти Золотой Орды, и часть населения этой области исповедовала ислам. Шами сообщает, что «Мухаммед, сын Кырбека, собрал свою область и явился к его величеству, а некоторые другие люди области и иля бежали и вошли в неприступные места, так что даже пешком туда с трудом можно было идти». Судя по этому отрывку, область Симсим занимала равнину и горы. На равнине присутствовало тюркское население, среди которого уже частично было распространено мусульманство. В горной части Симсима, вероятно, жило местное нахское языческое население - Шами сообщает, что были разрушены «церкви и капища идолов» горцев.

В горах Симсима Тимур встретил ожесточенное сопротивление. Шами подчеркивает, что «поддерживаемый свыше, верующий властитель Тимур... сам подвергался этим ужасам и опасностям». Разгневанный отчаянным сопротивлением горцев, Тимур жестоко расправился с ними. По свидетельству Йезди, «жителей тамошних по приказанию Тимура, связав, сбросили с горы... В местах, на которые по непомерной высоте их, даже воображение не в силах забраться, Тимур благодаря своему счастью и умным распоряжениям, взял в плен и уничтожил неприятелей и овладел крепостями. Один - два дня огонь гнева его так пылал, что сжег и сухое и влажное, и он разорил и уничтожил все церкви и капища их».

Выйдя из районов, занимаемых предками ингушей и чеченцев, Тимур направился на Аухар, прошел по земле кумыков и области Бешкенд, правители и жители которых проявили покорность и не были тронуты Тимуром. Потом он отправился в район Андийского Койсу, откуда прошел за Терек и перезимовал в низовьях р. Кумы. Зимой 1385-1396 гг. Тимур совершил стремительный поход на золотоордынские города, лежавшие на Волге Сарай-Берке и Хаджи-Тархан (совр. Астрахань), население которых подверглось почти поголовному уничтожению, попутно истребил население, называемое в хрониках «балыкчиян» («рыбаки»). С весны 1396 г. Тимур продолжал военные действия в Дагестане.


 

 

Назад

Автор:
Источник: Ingushetiya.ru

 

 

 

 

 

Created by Dofin
All rights reserved

Hosted by uCoz